Прежде всего, необходимо определить, в каком формате будет торговать ваш магазин. Например:
- Традиционный формат («прилавочная» торговля)
- Супермаркет (магазин самообслуживания)
- Торговля по образцам (магазин — демонстрационный зал + склад);
- Cash&Carry (магазин-склад)
- Дискаунт (магазин самообслуживания с невысокими ценами за счет больших оборотов и предельно низких издержек)
Рассмотрим особенности автоматизации каждого формата.
Традиционный формат («прилавочная» торговля)
Основной проблемой автоматизации «прилавочной» торговли является способ донесения информации об отобранном покупателем товаре до кассового аппарата:
- Кассовый аппарат находится на прилавке и продавец сам пробивает чек.
- Продавец выписывает «мягкий» чек на товар, покупатель передает чек кассиру, кассир пробивает по кассе все перечисленные в мягком чеке товары (кассовые аппараты располагаются в отдельных кабинках, носитель информации — «мягкий» чек).
- Продавец сканирует терминалом сбора данных все отобранные товары, а также специальную «карточку покупателя», покупатель передает карточку кассиру, кассир сканирует карточку покупателя, и кассовый аппарат автоматически формирует товарную часть чека (кассовые аппараты в отдельных кабинках, передача информации — карточка покупателя и терминал сбора данных).
Эти варианты, различаясь по размеру затрат на оборудования, по распределению функций и технологии работы, имеют свои плюсы и минусы. Здесь следует отметить следующее:
- вариант размещения кассовых аппаратов непосредственно на прилавках является самым технологичным;
- вариант использования «мягких чеков» является самым дешевым (но, с другой стороны, он может подойти только для магазинов с небольшим ассортиментом и низкой проходимостью);
- вариант с использованием терминалов сбора данных является самым тяжелым в реализации.
Супермаркет (магазин самообслуживания)
В супермаркете кассовые аппараты расположены на выходе из зала самообслуживания, что уменьшает потребность в кассовых аппаратах и увеличивает пропускную способность магазина. В супермаркетах рациональнее всего использовать штриховое кодирование товара, которое резко ускоряет обслуживание покупателя в кассовом узле.
Торговля по образцам
При этом формате торговли торговый зал является, фактически, демонстрационным залом, в котором продавец-консультант, работая индивидуально с покупателем, помогает ему подобрать товар и оформляет заказ покупателя. Покупатель оплачивает заказ и получает отобранный и оплаченный товар на складе или в пункте выдачи, куда он поступает со склада.
Cash&Carry
При этом формате торговли максимум товара размещается в торговом зале в транспортной упаковке (в коробках на поддонах-паллетах). За счет этого достигается снижение затрат на отдельные склады и работы по выкладке товара. В остальном этот формат торговли мало отличается от магазина самообслуживания.
Дискаунт
Дискаунтам свойственна ориентация на снижение всех затрат, включая оформление торгового зала и операционные издержки. За счет этого им удается снижать цены и, соответственно, повышать оборот. Успешнее всего дискаунты работают в составе торговых сетей. Технологически дискаунты похожи на Cash&Carry, но количество персонала и уровень сервиса сведены к минимуму, а все управленческие и коммерческие функции вынесены в центральный офис.